Гарантия
– это способ обеспечения исполнения обязательств, согласно которому банк-гарант
принимает на себя денежное обязательство перед бенефициаром (оформленное в
письменной форме или в форме сообщения) уплатить средства за принципала в
случае невыполнения последним своих обязательств в полном объеме или их часть в
случае предъявления бенефициаром требования и соблюдения всех требований,
предусмотренных условиями гарантии.
С
помощью гарантии Вы сможете:
- снизить затраты;
- увеличить товарооборот;
- обезопасить расчеты;
- отказаться от подписки.
Виды
банковских гарантий:
- платежная
гарантия – обязательство банка, выданное по заявлению принципала (покупателя,
заказчика) в пользу бенефициара (продавца, поставщика) выплатить последнему
определенную сумму в случае неисполнения покупателем своих обязательств по
оплате за поставленный (отгруженный) товар (предоставленные услуги, выполненные
работы);
- гарантия
исполнения – обязательство банка, выданное по заявлению принципала (продавца,
поставщика) в пользу бенефициара (покупателя, заказчика), выплатить последнему
определенную сумму в случае неисполнения принципалом своих обязательств по
договору;
- гарантия
конкурсных торгов – обязательство банка, выданное по заявлению участника конкурсных
торгов, который выразил желание принять участие в конкурсных торгах и
предоставил свое предложение организатору конкурсных торгов по уплате
определенной суммы в пользу организатора конкурсных торгов в случае нарушения
участником условий конкурсных торгов;
- гарантия
возврата авансового платежа – обязательство банка, выданное по заявлению
принципала (продавца, поставщика) в пользу бенефициара (покупателя, заказчика),
вернуть аванс бенефициару в случае неисполнения принципалом своих обязательств
по договору (оказанием услуг, выполнению работ).
СХЕМА ПРИМЕНЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Покупатель товара заинтересован в покупке товара с отсрочкой
оплаты, а продавец – в сохранении рынков сбыта. Продавец готов поставлять товар
с отсрочкой оплаты (товарный кредит), но требует дополнительных гарантий
оплаты. Решением вопроса в данном случае и выступает использование банковской
гарантии.

После заключения контракта (1), предусматривающего поставку
товара на условиях последующей оплаты, покупатель (принципал) обращается в банк
(как правило, обслуживающий) с просьбой предоставить банковскую гарантию оплаты
и предоставляет в банк пакет необходимых документов (2).
Банк выдает в пользу продавца (бенефициар по гарантии)
банковскую гарантию (3), содержащую обязательство банка оплатить бенефициару
определенную сумму денежных средств в случае неисполнения покупателем своих
обязательств по оплате поставленного товара. Банковская гарантия пересылается
бенефициару напрямую или через его обслуживающий банк.
После получения банковской гарантии продавец производит
поставку товара (работ, услуг) (4). По наступлении оговоренных в контракте
сроков, покупатель производит оплату поставленного товара. В случае неплатежа
поставщик предъявляет требование платежа по гарантии банку-гаранту, который
после проверки заявленного требования на соответствие условиям гарантии,
выплачивают бенефициару (поставщику) требуемую сумму.
Аналогичным
образом могут обеспечиваться иные контрактные обязательства: по
поставке товара, по возврату авансового платежа в случае непоставки, по
гарантийному обслуживанию поставленного оборудования и пр.